Отчет куратора УЦПИ Сергея Гонсалеса об участии в 57-ой ежегодной конвенции Парапсихологической ассоциации (2014).

Отчет куратора Украинского центра парапсихологических исследований Сергея Гонсалеса об участии в 57-ой ежегодной конвенции Парапсихологической ассоциации, проходившей в Конкорде, штат Калифорния (США)

Конвенция Парапсихологической ассоциации (ПА) – это крупнейшее событие в мире научной парапсихологии, проводящееся на ежегодной основе с далекого 1957 года, то есть с самого основания ПА. Место проведения конвенции не фиксировано и каждый год выбирается заново. Например, в 1994 году конвенция проходила в столице Нидерландов Амстердаме, а прошлогодняя (2013) конвенция – в итальянском городке Витербо. В этом же году выбор Совета директоров ассоциации пал на небольшой американский город Конкорд, располагающийся в области залива Сан-Франциско в штате Калифорния. Для читателей, никогда не участвовавших в научных конференциях, замечу, что проходят они практически всегда либо на территории академических учреждений, либо в гостиницах. 57-ую Конвенцию ПА было решено провести в элитном отеле «Хилтон», что уже само по себе говорит о серьезности мероприятия.

Рис. 1. Логотип 57-ой Конвенции Парапсихологической ассоциации

В этом году мне посчастливилось впервые принять участие в этом интереснейшем научном мероприятии. Это в некотором роде знаковое событие не только для меня лично, но и для всей украинской парапсихологии в целом, поскольку исследователи из Украины еще никогда не участвовали в Конвенции ПА. Мое участие также было под большим вопросом, поскольку, чего уж там скрывать, удовольствие это далеко недешевое. К примеру, один  лишь организационный взнос стоит 300-400 долларов в зависимости от категории участника. Что уж говорить о стоимости дороги и проживания. Для среднестатистического ученого из восточной Европы это абсолютно неподъемные суммы. Поездки на заграничные научные конференции в отдельных случаях покрываются за счет госбюджета. К сожалению, к парапсихологии это не относится, поскольку эта интереснейшая дисциплина до сих пор остается непризнанной официальным научным сообществом, что автоматически означает отсутствие какого-либо государственного финансирования. На Западе эта проблема частично решается за счет частных фондов, но и тех буквально единицы на весь мир. Учитывая это, я решил обратиться к частным источникам финансирования. К своему удивлению, поддержку я нашел очень быстро; пришла она в лице Главы МОО «Центр психологической помощи “Восходящее солнце”», известного мага, врача, парапсихолога и филантропа Бомбушкара Игоря Стефановича.

Нужно заметить, что именно совместно с Игорем Стефановичем ровно год назад мы основали Украинский центр парапсихологических исследований (УЦПИ) – первую на постсоветских просторах профессиональную организацию, ведущую научно-исследовательскую деятельность в сфере парапсихологии. Участие в 57-ой Конвенции ПА можно считать своеобразным итогом первого года существования УЦПИ. А сделано за этот год было немало. Во-первых, еще в конце прошлого года увидела свет первая в мире библиографическая база данных парапсихологических публикаций с русскоязычным интерфейсом (http://base.parapsi.org). Во-вторых, экспертами УЦПИ разработана первая учебная программа по парапсихологии для студентов психологических специальностей высших учебных заведений. В-третьих, в течение этого года велась работа над первым современным русскоязычным учебником по научной парапсихологии, увидевшим свет в день 23-й годовщины независимости Украины. Участие в крупнейшей ежегодной конференции по парапсихологии стало четвертым ключевым достижением УЦПИ за первый год существования. Таким образом, все поставленные на этот год цели были успешно достигнуты.

Перейдем же непосредственно к самой конференции. Я попытаюсь максимально непредвзято изложить все элементы данного мероприятия в хронологическом порядке, давая им критическую оценку.

Итак, проходила конференция в течение четырех дней – с 14 по 17 августа 2014 года. На первый день было запланировано всего два мероприятия – регистрация участников и ознакомительный вечер. За регистрационным столом участников встречали трое: исполнительный директор ПА Аннализа Вентола, а также двое молодых исследователей из Калифорнии – Алан Пирс и Рафаель Куинтеро. Каждому участнику выдавался сборник тезисов докладов, постер с логотипом конвенции, а также бейдж участника, дающий доступ к секциям, семинарам, круглым столам и кофе-брейкам. Стоит отметить, что встречали участников очень приветливо, демонстрируя исконно американское дружелюбие.

Поскольку Я был одним из наиболее поздно зарегистрировавшихся участников, я смог оценить общее количество участников конвенции в этом году. Не будет преувеличением сказать, что меня постигло разочарование. Общее количество участников лишь слегка перевалило за сотню. А ведь это крупнейшее ежегодное мероприятие в мире научной парапсихологии! Увы, это реальное положение дел. На данный момент, парапсихологией во всем мире занимается всего пара тысяч человек.

После регистрации всех участников пригласили во внутренний двор отеля «Хилтон» для знакомства и легкого ужина в непринужденной обстановке (Рис. 2). Здесь мне выпала возможность оценить возрастной и национальный состав участников конференции. Оказалось, что подавляющее большинство участников – люди старше пятидесяти лет. В то же время около 20% участников составила молодежь (до 30 лет). Хуже всего была представлена возрастная категория 30-50 лет. Практически все участники конвенции оказались американцами. В этом году на конференцию приехало лишь трое европейцев – голландец Вим Крамер, немка Рикарда Зёйн и я. Наиболее представленный американский штат – Калифорния. Столь неравномерное распределение участников объясняется очень просто: из-за отсутствия финансирования приехать в Конкорд могут позволить себе лишь те, кто живет относительно недалеко. В личной беседе госпожа Вентола поведала мне, что на конвенциях, проходящих в Европе, наблюдается диаметрально противоположная картина и большинство участников составляют именно европейцы.

В ходе ознакомительного вечера мне удалось довольно быстро найти общий язык со всеми молодыми исследователями, а также побеседовать с несколькими признанными светилами мировой парапсихологии, такими как Чарльз Тарт, Стенли Криппнер и Дин Рэдин. Нужно заметить, что молодежь в буквальном смысле слова горит парапсихологией, демонстрируя достаточно широкую эрудицию и глубокое понимание предмета. Более же взрослые участники отличаются очень хорошим знанием методологии и принципов постановки экспериментов. Особенно хотелось бы отметить одного из глав организационного комитета Ллойда Ауербаха – человека со столь искрометным чувством юмора и способностью просто говорить о сложных вещах встречаешь далеко не каждый день.

Во время вечера знакомств я сделал одно интересное наблюдение: большинство парапсихологов также имеют выраженный интерес к эзотерическим учениям и практикам. Например, молодой исследователь Алан Пирс из Института ноэтических наук рассказал о личном трансперсональном опыте, полученном в ходе медитаций в лесах Боливии, а глава организационного комитета Дин Рэдин поведал о личных телекинетических опытах, в ходе которых ему однажды удалось согнуть металлическую ложку силой мысли.

Хочется также отметить, что многие парапсихологи подходили ко мне с расспросами о нынешней ситуации в Украине. В частности, их интересовало, насколько правдиво то, что передают американские СМИ. Другие же просто выражали поддержку и желали скорейшего наступления мира на украинской территории. Со своей стороны я постарался сделать все возможное, чтобы распространить максимально объективную информацию о произошедших и происходящих в Украине событиях.

В целом ознакомительный вечер прошел в очень дружелюбной и теплой атмосфере. Кто-то встретил здесь старых знакомых, а кто-то приобрел новых единомышленников. Я же старался рассказать как можно большему количеству участников о зарождении нового парапсихологического движения в Украине, дабы получить ценные рекомендации и советы от более опытных коллег.

Рис. 2. Ознакомительный вечер во внутреннем дворе отеля «Хилтон»

Научная часть конференции началась рано утром 15 августа с серии докладов в рамках секции «Психокинез». Напомню читателям, что психокинез – это феномен воздействия сознания на материальные (живые или неживые) объекты. В данной секции хотелось бы отметить доклад Джона Круса о феномене электронных аномалий, связанных с активностью полтергейста. Согласно современной парапсихологической классификации полтергейст относится к группе психокинетических феноменов, поскольку механизм действия полтергейста связан с неосознаваемым спонтанным психокинезом со стороны агента полтергейста (детальнее читайте в нашей книге «Основы парапсихологии: учебное пособие»). Джон Крус рассказал о новом методе борьбы с полтергейстами, который заключается в ряде процедур, предназначенных для борьбы со стрессом у агента. Ему удалось показать, что количество электронных аномалий вблизи агента полтергейста снижается почти до нуля всего за несколько недель антистрессовой терапии.

Интересен также доклад Шерил Блэк и Джеймса Карпентера, которые показали, что неконтролируемые способности к психокинезу, проявляющиеся в спонтанном психокинетическом опыте, вполне возможно «приручить», поставив на службу оператору, если подключить к тренировкам эмоциональную компоненту. Они опытным путем показали, что позитивный настрой и аутотренинг ведут к сокращению числа спонтанных проявлений психокинеза (например, активности полтергейстов) и способствуют повышению результатов прохождения психокинетических тестов.

После небольшого и очень солидного кофе-брейка пошли доклады на тему гипотезы жизни после смерти. Напомню читателям, что к данной теме относится околосмертный и внетелесный опыт, феномен захватов, опыт столкновения с призраками, гипотеза реинкарнации, общение с загробным миром и т.д. Наибольший интерес у аудитории вызвал великолепный доклад Алана Пирса о результатах масштабного эксперимента по изучению способности людей чувствовать живую и мертвую энергию по фотографии. Вкратце опишу суть опыта: ученые создали базу из 200 фотографий, на половине из которых были запечатлены живые люди, а на другой половине – мертвые. Все фотографии были переведены в цифровой формат и вручную стандартизированы по цветовой гамме и качеству, чтобы исключить возможность угадывания по визуальным особенностям фотографий. Затем 100 добровольцам было предложено в режиме онлайн определить, на каких фотографиях изображены живые люди, а на каких – мертвые. Было установлено, что люди угадывали чаще, чем это ожидалось. Это особенно интересно ввиду того, что опыт проводился с людьми, не проходившими никакого предварительного отбора. В течение ближайшего года авторы планируют повторить эксперимент с людьми, имеющими выраженные экстрасенсорные способности.

Доклады следующей секции были посвящены прекогнитивному опыту, связанному с предвидением будущих событий. Здесь стоит отметить доклад одного из членов Совета директоров ПА Кристины Симмондс-Мур. В проведенном ею исследовании было показано, что люди-синестеты не отличаются от обычных людей по прекогнитивным способностям. Не меньший интерес вызвал и доклад юного исследователя из Санта-Барбары Стивена Бомгарта о временных петлях и ретрокаузальности. С применением сложной техники (интерфейс между мозгом и компьютером) Бомгарт установил, что мозговая активность испытуемых меняется определенным образом перед тем, как им показывают картины или включают звуки определенного характера. Таким образом, отслеживая мозговую активность человека в реальном времени, можно выявить факт предчувствия, говорящий о наличии ретрокаузальности – обратной причинности, когда будущее событие вызывает изменения в настоящем. Более того, ученый экспериментально показал, что способность к предчувствию вполне поддается тренировке.

Вслед за секцией о прекогнитивном опыте последовал обед. Здесь хотелось бы сделать маленькое отступление и вкратце рассказать читателям свое впечатление от американской еды. Сама по себе американская еда, представленная всевозможными сандвичами и бургерами, особой популярностью у населения Калифорнии не пользуется. Во многом это связано с тем, что Калифорния – один из наиболее неоднородных по этническому составу штатов. Здесь проживает множество выходцев из Индии, Китая, Филиппин, Мексики и т.д. Соответственно, местная кухня представляет собой совокупность отдельных национальных кухонь. Всевозможные сугубо американские фаст-фуды наподобие McDonalds, Subway или KFC пользуются здесь значительно меньшей популярностью, чем в Украине. К слову, людей со значительным избыточным весом на улицах калифорнийских городов не так уж и много. Но повторюсь еще раз: Калифорния штат особенный, поэтому судить о всей стране только по данному штату было бы не совсем верно.

После обеда участников конференции пригласили на панельную дискуссию, посвященную феномену дальновидения (удаленного просмотра). Открыл дискуссию знаменитый парапсихолог Рассел Тарг, сделав краткий обзор наиболее впечатляющих опытов по изучению удаленного просмотра (Рис. 3), в которых получены убедительные доказательства существования этого феномена. Хочу напомнить читателям, что Рассел Тарг был одним из ведущих исследователей в нашумевшем проекте «Stargate», спонсировавшимся американским правительством. Далее последовал доклад Дебры Линн Катц о возможности дистанционного видения на микроскопическом уровне. Одной группе испытуемых давали задание описать некий микроскопический объект, находящийся на расстоянии. Другой группе нужно было описать мишень, заданную первой группе, без дополнительных уточнений. Мишенью же были вирусы, поражающие бактерии, так называемые бактериофаги. К удивлению исследователей, было получено достаточно много точных описаний загаданного объекта, что подтверждает гипотезу о возможности дистанционного видения на микроскопическом уровне. После заключительного доклада Стивена Шварца о достижениях лаборатории Мёбиуса последовала дискуссия на тему феномена удаленного просмотра. Была затронута как история изучения феномена, так и современное состояние исследований.

Вслед за панельной дискуссией пришло время первой постер-сессии, то есть стендовых докладов. Для тех, кто никогда не посещал научные конференции, замечу, что стендовые доклады имеют целый ряд отличий от устных. Во-первых, здесь упор делается на графическое отображение и схематичность: постерный доклад должен легко восприниматься визуально. Во-вторых, во время устного доклада все внимание аудитории приковано только к одному докладчику, тогда как в ходе постер-сессии часть аудитории слушает один доклад, часть – другой. Иногда все постеры могут изучаться параллельно; некоторые же могут вообще остаться без внимания, если их тематика слишком сложна или малоинтересна аудитории.